Наряду с положительным воздействием процесс обучения в школе оказывает и отрицательное влияние на учащихся. Учёба в школе может стать прямой или косвенной причиной возникновения несчастных случаев, травмирования, заболевания, а порой и гибели школьников.
С целью создания безопасных условий на занятиях с обучающимися проводятся инструктажи по охране труда и безопасного поведения на занятиях и во внеурочное время:
1. Проведение тематических классных часов.
2. Беседы инспекторов ГИБДД с обучающимися.
3. Участие в мероприятиях по Правилам дорожного движения, проводимых на городском уровне.
4. Участие в мероприятиях по безопасности дорожного движения, проводимых в рамках Всероссийской операции "Внимание - дети!"
5. Обсуждение с учащимися конкретных примеров дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, произошедших на территории города/округа.
6. Проведение бесед с учащимися-нарушителями Правил дорожного движения.
7. Ведение журнала проведения инструктажей перед выходами в общественные места.
8. Создание и работа отряда юных инспекторов движения.
Травматизм является серьезной проблемой, оказывающей наибольшее воздействие на молодых людей. В то же время значимость данной проблемы зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей. При разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение травматизма, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм.Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей младшего школьного возраста. Образовательное учреждение с начальных классов закладывает ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение. В младших классах еще возможна переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда в основе их опасных поступков лежат заниженные представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях. Учитывая требования федеральных законов об охране труда и техники безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения учащихся в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда.
Комплекс программных мероприятий предусматривает использование следующих форм деятельности:
• инструктирование по технике безопасности обучающихся;
• инструктирование по охране труда сотрудников;
• организация и проведение классных часов, беседы;
• проведение обучающих семинаров, организация встреч с работниками ГИБДД;
• участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с применением современных технологий;
• просмотр видеофильмов по данной тематике;
• проведение совместных мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях;
• организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма в быту;
• создание информационного поля по ответственности родителей за безопасность своих детей;
• организация и проведение совместных мероприятий с учреждениями здравоохранения.
Виды травматизма:
• бытовой;
• уличный (связанный с транспортом);
• уличный (нетранспортный);
• школьный;
• спортивный.
Основные направления профилактики травматизма в Образовательном Учреждении:
• соблюдение нормативов и регламентов, обеспечивающих безопасность образовательного и воспитательного процессов в школе;
• организация дежурства педагогов;
• организация подвижных игр на переменах;
• выполнение гигиенических требований к условиям обучения в Образовательном Учреждении;
• организация обучения и проверки знаний по охране труда сотрудников Образовательного Учреждения;
• проведение инструктажей на рабочем месте, целевые и внеплановые инструктажи с обучающимися.
Памятка для учащихся образовательных учреждений о запрете участия в несанкционированных собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования
Несанкционированный митинг — это собрание граждан для выражения общественного мнения не получившее официального разрешения, согласия, осуществляемый без санкции какой-либо инстанции (правительства, мэрии и т.д.).
Порядок проведения публичных массовых мероприятий – митингов, собраний, шествий, установлен Федеральным законом № 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Этот закон запрещает несовершеннолетним выступать организаторами публичных мероприятий — в том числе политических. Если дети или подростки нарушают правила проведения таких мероприятий — в том числе идут на несанкционированный митинг или шествие и тем более позволяют там себе хулиганские выходки, — они подлежат ответственности наравне с прочими участниками правонарушения.
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещается привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.
По Российским законам и международным нормам дети не должны втягиваться в политическую деятельность, поскольку являются несовершеннолетними и недееспособными. Принимать участие в политической жизни и голосовать на выборах человек может только после своего 18-летия. Организаторы акций, которые привлекают к участию в них несовершеннолетних, не только вторгаются в их личную жизнь и учебный процесс, но и могут спровоцировать у детей нарушения психики.
Применяется наказание в административном порядке ст. ст. 20.2 и 20.2.2. КоАП РФ, которые предусматривают административное наказание как за «нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».
Совершение несовершеннолетним противоправных действий, в том числе участие в несанкционированных мероприятиях повлечет привлечение их родителей (в случае не достижения несовершеннолетним возраста привлечения к административной ответственности, т.е. 16 лет) к установленной законом ответственности от 10 до 20 тысяч рублей штрафа или обязательных работ на срок до пятидесяти часов. Если же при этом был причинен вред чьему-либо здоровью или имуществу, или нарушение совершено повторно, в силу вступит уже более серьезное наказание: штраф на граждан от 150 до 300 тысяч рублей или обязательные работы на срок до двухсот часов. Предусмотрен также административный арест на срок
до 30 суток.
При этом семья подростка, вынужденная уплатить штраф, может пострадать не только материально, для них может наступить ответственность по ст. 5.35 КоАП. По этой статье привлекают к ответственности взрослых за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определен порядок организации и проведения публичного мероприятия; гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия.
Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, достигшие 18 лет для демонстраций, шествий, пикетирований и 16 лет для митингов и собраний.
Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закон поощряет создание по инициативе воспитанников и учеников в возрасте старше 8 лет общественных объединений. Администрация образовательных организаций не вправе препятствовать созданию таких объединений.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Учредителями детского общественного объединения, как правило, являются сами обучающиеся, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принято решение о создании организации или объединения, принят устав, сформированы руководящие и контрольно-ревизионный органы. Все учредители общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности.
Членами общественного объединения являются обучающиеся или воспитанники, вступившие в общественное объединение и имеющие заинтересованность в совместном решении задач данного объединения. Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными
в руководящие органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.
Право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через представителей у ребенка отсутствует в силу его возрастных, психических и интеллектуальных особенностей. Данное право реализуется только с достижением совершеннолетия.
Театрализованная программа «Безопасность на воде - это стоп - сигнал беде»
«Донецкий Республиканский дворец молодёжи «Юность» театрализованная программа «Безопасность на воде - это стоп - сигнал беде» для обучающихся 1-6 классов
«Простые правила»
Информационные материалы по вопросам потребления табака и иной никотиносодержащей продукции, подготовленные специалистами ФГБУ « Центр защиты прав и интересов детей», «Простые правила».